Сравнительная характеристика норм налогового законодательства Украины и РФ

Статьи

Сравнительная характеристика норм налогового законодательства Украины и РФ

В связи со сложившейся ситуацией в АРК Крым, владельцам предприятий, а также физическим лицам-предпринимателям, которые осуществляют свою деятельность на оккупированной територии, приходится приспосабливаться к новым правилам ведения своего бизнеса, в том числе вести налоговый учет, составлять и подавать отчетность в соответствии с нормами налогового кодекса РФ. 

Специалисты Юридической компании "Искусство Права" подготовили сравнительную характеристику Налогового кодекса Украины и РФ,  которая отображает основные положения и различия этих документов.  Наша команда состоит из высококвалифицированных юристов которые проконсультируют Вас по любому вопросу, касающемуся деятельности Вашего предприятия на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым.

Украина

Российская Федерация

  1. 1.1.      Виды налогов:

Общиеналоги:

Налог на добавленную стоимость;

Федеральные налоги:

 Налог на добавленную стоимость

Налог на прибыль предприятий;

Налог на прибыль организаций

Акцизный сбор;

Различные виды акцизных сборов

Налог на доходы физических лиц;

Налог на доходы физических лиц

Пошлина;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Государственная пошлина;

Налог на недвижимое имущество (недвижимость) и другие. Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи)

Водный налог

Местные налоги:

налог с рекламы;

Государственная пошлина

коммунальный налог.

Налог на добычу полезных ископаемых

гостиничный сбор;

Региональные налоги и сборы:

Транспортный налог

сбор за парковку автотранспорта;

Налог на игорный бизнес

рыночный сбор;

Налог на имущество организаций

Местные налоги:

Земельный налог

1.2.Специальные налоговые режимы:

  • упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства;
  • фиксированный сельскохозяйственный налог;
  • специальный режим налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты на территории специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ);
  • специальный режим налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты на территориях приоритетного развития (ТПР);
  • специальный режим налогообложения технологических парков, их участников и совместных предприятий, реализующих проекты технологических парков
    • система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения в виде единого налога на определенный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • патентная система налогообложения.
 

1.3. Налог на добавленную стоимость:

Применяется дифференцированная ставка НДС:

7% - на лекарственные средства и медицинские изделия;

20 % - Общая ставка составляет.

Применяется также ставка 0 % и освобождение от налогообложения отдельных видов товаров (работ, услуг)

Применяется дифференцированная ставка НДС:

10 % — для товаров (работ, услуг первой необходимости, товаров для детей, медикаментов).

18 % - Общая ставка составляет. Применяется также ставка 0 % и освобождение от налогообложения отдельных видов товаров (работ, услуг)

1.4. Налог на прибыль предприятий

Основная ставка налога составляет 18%.

Применяются также такие ставки: 0%, 3% - для страховой деятельности; 0, 4, 6, 12, 15 и 20 % - на доходы нерезидентов, 10 % от объекта налогообложения, по операциям с ценными бумагами и деривативами.

Основная ставка налога на прибыль - 20%

Также установлены специальные ставки налога на прибыль – 0%, 9%, 10%, 15%, 20% (ст.284 НК РФ)

1.5. Единый налог (согласно налогового законодательства РФ - Единый налог на вменённый доход или ЕНВД)

Согласно Украинского законодательства Единый налог является упрощенной системой налогообложения и разделяется на следующие группы:

1) для ФЛП:

1.1) 1 группа (без наемных работников при доходе за календарный год не 150 000 грн., вид деятельности: розничная продажа товаров с торговых мест на рынках, оказание бытовых услуг населению) со ставкой 1% - 10% от минимальной зарплаты;

1.2) 2 группа (количество наемных работников одновременно не превышает 10 человек, доход не превышает 1 000 000 грн., вид деятельности - предоставления услуг, в т.ч. бытовых, плательщикам единого налога и/или населению; производство и/или продажа товаров; ресторанное хозяйство) ставка 2% - 20% от минимальной зарплаты;

1.3) 3 группа (количество наемных работников одновременно не превышает 20 человек, доход не превышает 3 000 000 грн., все виды деятельности с учетом ограничений (п.291.5), ставки:

а) 3% от дохода при уплате НДС;

б) 5% от дохода в случае включения НДС в состав единого налога;

1.4) 5 группа (количество наемных работников без ограничений, доход не превышает 20 000 000 грн., все виды деятельности с учетом ограничений (п.291.5), ставки:

а) 5% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 7% от дохода в случае включения НДС в состав единого налога;

2) для юр. лиц:

2.1) 4 группа (количество наемных работников: среднеучетная численность работников не превышает 50 человек, доход не превышает 5 000 000 грн., все виды деятельности с учетом ограничений (п.291.5), ставка:

а) 3% от дохода при уплате НДС;

б) 5% от дохода в случае включения НДС в состав единого налога;

2.2) 6 группа (количество наемных работников: без ограничений, доход не превышает 20 000 000 грн., все виды деятельности с учетом ограничений (п.291.5), ставка:

а) 5% от дохода в случае уплаты НДС;

б) 7% от дохода в случае включения НДС в состав единого налога

 

Ставка ЕНВД составляет 15% от вмененного дохода.

Вмененный доход - это не фактически полученный, а теоретически (потенциально) возможный доход, который устанавливается и рассчитывается согласно нормам налогового законодательства.

Система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

  1. 2.      Налоговая отчетность:

Виды:

- налоговая отчетность (обязательная для всех субъектов хозяйствования);

- финансовая отчетность (обязательна только для юридических лиц);

- отчетность в фонды (заработная плата, страховка и т.д.)

Виды:

- налоговая отчетность (обязательная для всех субъектов хозяйствования);

- бухгалтерская отчетность (форма 1 "Бухгалтерский баланс", форма 2 "Отчет о прибылях и убытках", форма 3 "Отчет об изменениях капитала", форму 4 "Отчет о движении денежных средств", форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу", форма 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств" – обязательна только для юридических лиц);

- отчетность в фонды (заработная плата, страховка и т.д.)

2.1. Налоговый период:

Виды налогового периода, в зависимости исчисление и уплаты отдельных видов налогов и сборов:

- календарный год;

- календарное полугодие;

- календарные три квартала;

- календарный квартал;

- календарный месяц;

- календарный день.

Налоговым периодом признается календарный месяц (ст.341 НК РФ)

2.2. Налог на прибыль предприятий:

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

1. Отчетный период – год.

Отчет в течение 60 дней после окончания отчетного периода.

 2. Отчетный период – квартал,

если в предыдущем году доход больше 10 млн. грн. и прибыльные, а в 1 кв. текущего года убыточные/0.

Отчет в течение 40 дней после окончания отчетного периода.

 3. Отчетный период – полугодие, 9мес, год, если в предыдущем году доход больше 10 млн.грн. но убыточные/0, а в 1 кв. текущего года прибыльные

Отчет в течение 40 дней после окончания отчетного периода.

 4. Сельхозпроизводители (>50%) –

отчетный год 01.07 т.г. - 30.06.с.г

Отчет в течение 60 дней после окончания отчетного года.

1. Отчетный период год – предприятия с доходом больше 10 млн. грн. за предыдущий год уплачивают ежемесячно авансовые платежи не позже 30 числа текущего месяца, окончательный расчет в течение 70 дней после окончания отчетного года.

Отчетный период год – уплата в течение 70 дней после окончания отчетного года без оплаты авансовых платежей.

 2. Отчетный период квартал – уплата в 1 кв. авансовых взносов, далее платежи в течение 50 дней после окончания отчетного полугодия, 3-х кварталов, года.

 3. Отчетный период полугодие, 9мес, год – уплата в течение 50 дней после окончания отчетного полугодия, 3-х кварталов, года.

 4. Сельхозпроизводители – уплата в течение 70 дней после окончания отчетного года.

1. Налоговые декларации (налоговый расчет) за отчетные периоды - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ)

2. Налоговая декларация за год – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ)

1. Авансовые платежи для налогоплательщиков – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (абз. 2 п. 1 ст. 287 НК РФ)

2. Уплата налога за год – не позднее 28 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 287 НК РФ)

3. Налоговые агенты платят налог в сроки, установленные ст. 287 НК РФ

4. Авансовые платежи для налогоплательщиков по итогам отчетного периода (для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли) – не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ)

5. Ежемесячные авансовые платежи (для организаций, отчитывающихся ежеквартально, но уплачивающих ежемесячные авансовые платежи и платежи по итогам отчетного периода) – не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ)

2.3. Налог на добавленную стоимость:

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

Отчетный период – месяц.

В течение 20 дней после окончания отчетного месяца.

Отчетный период – квартал (налог на прибыль 0%, единщики).

В течение 40 дней после окончания отчетного квартала.

В течение 30 дней после окончания отчетного месяца.

В течение 50 дней после окончания отчетного квартала

До 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ)

Налог уплачивается по 1/3 от суммы за истекший квартал не позднее 20 числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ)

2.4. Единый налог (согласно налогового законодательства РФ - Единый налог на вменённый доход или ЕНВД)

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

Срок подачи отчетности

 (в к.д.)

Срок уплаты налогов

 (в к.д.)

Для юр. лиц отчетный период – квартал.

В течение 40 дней после окончания отчетного квартала.

Для ФЛП е.н.**:

1,2 группа отчетный период – год. В течение 60 дней после окончания отчетного года;

3,5 группа: отчетный период – квартал. В течение 40 дней после окончания отчетного квартала.

Для юр. лиц в течение 50 дней после окончания отчетного квартала.

Для ФЛП е.н.**:

1, 2 группа – ежемесячно авансовые платежи не позже 20 числа текущего месяца;

3,5 группа – в течение 50 дней после окончания отчетного квартала.

 

Декларация представляется не позднее 20 числа первого месяца периода, следующего за налоговым (п. 3 ст. 346.32 НК РФ)

Налог уплачивается не позднее 25 числа первого месяца периода, следующего за налоговым (п. 1 ст. 346.32 НК РФ)

Налоговая декларация

Налоговая декларация, расчет (далее - налоговая декларация) - документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных этим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и / или уплата налогового обязательства 'Обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммы удержанного и / или уплаченного налога.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога

 Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. (ст.80 НК РФ)

Налоговая декларация - Счет-фактура, согласно законодательства РФ

Налогоплательщик обязан предоставить покупателю (получателю) по его требованию подписанную уполномоченным плательщиком лицом и скрепленную печатью (при наличии) налоговую накладную, составленную по выбору покупателя (получателя).

Налоговая накладная является налоговым документом и одновременно отображается в налоговых обязательствах и реестре выданных налоговых накладных продавца и реестре полученных налоговых накладных покупателя.

Оформляется в письменном или электронном виде, подлежит обязательной регистрации в единой базе данных, при условии, что сума налога по такой декларации превышает 10 000,00 грн., если такая сумма меньше – налоговая накладная не регистрируется.

Подлежит корректировке в случае неправильного оформления.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой. (ст. 169 НК РФ)

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме.

Счет-фактура является аналогом налоговой накладной. Налогоплательщики ведут обязательный их учет.

Они могу оформляться в электронном и письменном виде. Их учет ведется с помощью книг покупок/книг продаж в бумажном или электронном виде. Данная документация подлежит проверке с боку контролирующих органов.

Счет фактура подлежит обязательной регистрации в журнале их учета (книге покупок/книге продаж).

Подлежит корректировке в случае неправильного оформления.

  1. 3.      Налоговые проверки:

Камеральные, документальные (плановые или не плановые; выездные или не выездные) и фактические

Камеральная, выездная документальная (плановая и не плановая), повторная выездная

(ст. 87 НК РФ, Федеральный закон

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)

 

3.1 Камеральная проверка:

Срок проведения: 30 календарных дней.

 

Во время проведения камеральной проверки, в украинском законодательстве не предусмотрено право налогоплательщика подавать пояснения и влиять на проведения проверки.

 

По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику

 

В случае несогласия налогоплательщика или его с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, они имеют право подать свои возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта

Срок проведения: 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки, сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

 

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик может подать свои возражения в течении одного месяца со дня получения акта.

 

3.2 Выездная плановая:

Уведомляют в течение 10 раб. дней

 

Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год.

Уведомляют в течение 3 раб. дней

 

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года для всех налогоплательщиков.

3.3 Выездная внеплановая

Уведомляют в течение 10 раб дней

 

Сроки не не должна превышать 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков, в отношении субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, для физических лиц - предпринимателей, которые не имеют наемных работников, при наличии условий, определенных в абзацах третьем - восьмом настоящего пункта, - 3 рабочих дня, других налогоплательщиков - 10 рабочих дней.

Продление сроков не больше 10 дней

 

 

После проверки, налоговым органом составляется акт и в течении 10 дней после вручения налогоплательщику акта проверки, руководитель налогового органа принимает налоговое уведомление-решение.

Уведомляют не менее чем за 24 часа

 

Проводится в случае когда контролирующий орган должен удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

(ст. 12 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля)

 

Срок проведения: 2-6 месяцев

 

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММ-3-06/338, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае уклонения от ее получения она направляется заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
В течение двух месяцев со дня составления справки налоговым органом должен быть составлен акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892 (п. 1 ст. 100 НК РФ).

3.4 Повторная выездная налоговая проверка:

Проводится с целью проверки деятельности  нижестоящих налоговых органов вышестоящими. (п. 78.1.12 ст 78 НКУ)

Проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

4. Ответственность

 

В соответствии с действующим законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение организацией-налогоплательщиком обязанностей предусматривается:

- ответственность за совершение налогового правонарушения, установленная НК РФ, мерой которой являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (ст. 114 НК РФ);

- административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ;

- уголовная ответственность, установленная УК РФ. Субъектами уголовной ответственности являются должностные лица организаций, индивидуальные предприниматели. Сами организации не являются субъектами уголовной ответственности.

5. Обжалование решений органов налоговой службы:

По результатам проверки составляется Акт. На основании выводов, изложенных в Акте проверки выноситься налоговое уведомление-решение.

Согласно Украинского законодательства обжалованию подлежат действия или бездействия органов налоговой службы и налоговое уведомление-решение.

Обжалование может происходить как в административном, так и в судебном порядке по желанию налогоплательщика.

При обращении налогоплательщика с жалобой в административном порядке налогоплательщик может обращаться как в центральный орган власти, так и в вышестоящий.

После подачи жалобы в административном порядке на действие или бездействие органов налоговой службы, а также налоговое уведомление-решение срок обжалования в судебном порядке составляет один месяц с момента получения ответа на жалобу.

Минуя процесс подачи жалобы в административном порядке налогоплательщик имеет право обжаловать налоговое уведомление-решение в течении 1095 календарных дней с момента его вынесения.

По результатам проверки составляется Акт.

Субъект хозяйствования имеет право подать в течение 30 календарных дней свои возражения на акт проверки.

По результатам проверки проводиться рассмотрение материалов дела, в котором имеет прав учувствовать сам Субъект хозяйствования или его представитель.

После рассмотрения материалов дела и возражений, предоставленных на Акт (если такие были предоставлены), принимается решение о привлечении в ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, согласно которого налогоплательщик может быть обязан органами налоговой службы возместить причиненный государству ущерб.

Такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику.

Руководителем налогового органа может приниматься решение об обеспечительных мерах, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Решение о привлечении в ответственности или об отказе в привлечении к ответственности подлежит апелляционному обжалованию в вышестоящий орган, до вступления в силу такого решения.

Акты, решения, действия и бездействия могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования в апелляционном порядке (в вышестоящий орган).

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

 

6. Никчемность:

Среди оснований недействительности оспариваемых обязательств (договоров) можно выделить такие:

- несоответствие требованиям закона;

- совершение с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества;

- заключенные их участниками с нарушением хотя бы одним из них хозяйственной компетенции (специальной правосубъектности).

При признании сделки недействительными органы налоговой службы руководствуются ст. 169 Гражданского кодекса, согласно которой:

  • несоответствие требованиям закона и иных правовых актов;
  • противоречие основам правопорядка и нравственности (например, незаконное производство оружия, деление рынка, уклонение от уплаты налогов);
  • совершение сделки лишь для вида без намерения создать соответствующие правовые последствия (мнимая сделка);
  • совершение сделки с целью прикрыть другую сделку (притворная сделка);
  • совершение сделки недееспособным гражданином либо ограниченным в дееспособности, несовершеннолетним или гражданином, не способным понимать значение своих действий и руководить ими;
  • заключение сделки, противоречащей целям деятельности организации или без необходимой для данного договора лицензии или специального разрешения;
  • совершение сделки лицом, чьи полномочия ограничены;
  • заключение сделки под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной из сторон, тяжелого стечения обстоятельств.